BABYLON

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » BABYLON » ЯНТАРНАЯ КОМНАТА » ДОМ ХРУСТАЛЬНЫЙ


ДОМ ХРУСТАЛЬНЫЙ

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

http://s14.radikal.ru/i187/1012/ee/72e3b7a89872.gif

Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой, -
Как Мадонной Рафаэлевой!

Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебрянные,
Золотые мои россыпи!

0

2

http://s46.radikal.ru/i111/1009/d6/cdcf468143a0.jpg

0

3

Ах, какая комната!
Янтарная!
Лучом солнечным согретая!
Друга милого привечу здесь!
Разговором вскружу голову!
Чтобы видел лишь меня одну!
И ловил рукой мои локоны!

0

4

История создания Янтарной комнаты
http://img.rian.ru/images/9966/09/99660939.jpg
      Прусский король Фридрих  I  вскоре  после  своей  коронации  высказал  первую  идею  – изготовить  в  Берлине праздничный  зал  и  галерею  из   янтаря.   Автором первоначального проекта Янтарной  комнаты  считается  А.  Шлютер  –  главный архитектор прусского королевского двора, занимавший  эту  должность  с  1699 года. Янтарь – материал, ранее  не  применявшийся  в  оформлении  интерьера. Осуществлению  замысла  помогло  то,  что  в  дворцовых  кладовых  хранилась большая  королевская  коллекция  янтаря,  в  которую  входили   три   богато орнаментированные  янтарные  рамы  с  зеркалами,  выполненные  в  XVII  веке
немецкими мастерами.
     Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Г.  Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха  IV.  В  апреле  1701  года  Г.Вольфрам с рекомендательным  письмом  приезжает  в  Берлин  и  приступает  к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь  наполовину,  т.к. вскоре А.Шлютер  был  отстранен  от  работ  и  покинул  Берлин.  Придворным архитектором прусского короля становится  швед  Э.  Фон  Гете.  Отношения  с янтарным мастером у него не складываются , и Г.  Вольфрама  тоже  отстраняют от работ. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в  замке
Шарлоттенбург, куда перевозят уже готовые янтарные фрагменты.
      В  1707  г.  договор  на  продолжение  работ   заключается   с   двумя приглашенными из Данцига мастерами  –  Г.  Турау  и  Э.  Шахтом.  Этот  этап создания Янтарной комнаты длится около пяти лет.  В  1713  г.  после  смерти Фридриха I работы прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху  ВильгельмуI  янтарный  кабинет  оказался  ненужным:  все  архитектурные  детали   были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению.
 
Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. От Шлютера, приехавшего в Петербург, Петр и узнал о Янтарном чуде и захотел иметь сокровище в своей коллекции в Кунсткамере.

0

5

Янтарная комната в России
http://img.rian.ru/images/9966/96/99669601.jpg
В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу.  Отправкой янтарного кабинета руководил русский посланник  при  прусском дворе граф А. Головкин: 18 ящиков с янтарем были погружены на  восемь  телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель,  пробыв  в  пути  шесть недель. 6 января 1717 года по поручению императора  Петра  I  обергофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны  П.  Бестужев  –Рюмин  встретил  груз  в Мемеле  и  отправил  в  Ригу,  а  оттуда  в  Петербург. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. Однако, когда Петр   вернулся из европейской поездки и  внимательно рассмотрел полученные в подарок драгоценности, он был сильно разочарован:  янтарные панно были еще не совсем закончены,  не хватало многих деталей.  До сих пор неизвестно, была ли смонтирована Янтарная комната в петровское время.
История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. В 1743 году  было начато "Дело о Янтарном кабинете, который состоит в новом Зимнем доме". Стало известно, что "Ея императорское величество именным указом изволила указать имеющийся …Большой Янтарный кабинет, каков он в своем состоянии находится, для убирания в Зимнем Ея императорского величества доме". заняться своему оберархитектору Ф.-Б. Растрелли. Для починки  и  исправления янтарных деталей в феврале 1743  года  приглашается  итальянский  мастер  А.Мартелли. Однако для украшения интерьера в Зимнем  дворце  янтарных  деталей не хватает, поэтому Растрелли использует зеркальные пилястры  и  расписывает
дополнительные панно «под янтарь». Работа предстояла  сложная: надо было изготовить многие детали,  даже целые панно для того, чтобы   "подогнать"   кабинет под  размеры отведенного для его монтажа зала.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха.  Только к 1746 году  рядом с опочивальней императрицы в Зимнем дворце появился небольшой зал для официальных приемов, отделанный янтарем.  Янтарный кабинет  стал местом, где императрица принимала  иностранных послов и  знатных вельмож.

Однако в 1753 году  была задумана перестройка Зимнего дворца.  Янтарный кабинет снова демонтировали.  Последовал указ: "Означенный янтарный кабинет  мастеру Мартелли  собрать и уложить в ящики  и как надлежит, отправить .. в Царское Село".  Опять с осторожностью  упаковывали янтарные панели, и  команда солдат перенесла их в Царское Село буквально на руках. 

В августе 1755 года  Растрелли и Мартелии   начали   монтаж Янтарной комнаты  в Царскосельском дворце.  Снова потребовались дополнительные работы, потому что помещение,  отведенное для  отделки, было больше, чем  в Зимнем дворце, практически  пришлось создавать совершенно новый парадный зал. Зал  Екатерининского  дворца  –  96  квадратных  метров,   значительно превышал размеры Янтарного  кабинета.  Ф.-Б.  Растрелли  перекомпоновал  все детали кабинета, разместив панели симметрично по среднему ярусу трех стен  и разделив их пилястрами с  зеркалами,  а  также  украсив  комнату  деревянной золоченой резьбой. Для  установки  панно  на  стены  вновь  приглашается  А.Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были  затянуты  холстом и  расписаны  «под  янтарь»  художником  И.  Бельским.  Учитывая   хрупкость
материала и  частые  осыпи  янтаря,  для  комнаты  был  выделен  специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные  работы.  В 1758 году на эту должность был приглашен из  Пруссии  Ф.  Роггенбук.  Он  же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий  в  янтарной  мастерской Царского Села.
Работа длилась полтора месяца.  Были  добавлены новые  декоративные детали,  вдоль  стен  поставили столики с янтарными статуэтками  и другими поделками

    В 1763 году императрица Екатерина II издает указ  о  замене  расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей  нижнего яруса стен. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили  ранее  приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф и их  русские  ученики.  Было  изготовлено
восемь плоских щитов нижнего яруса с  наборным  рисунком.  За  4  года  было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770 году создание  Янтарной  комнаты было завершено.  Комната  получила  свой  окончательный  вид,  запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.
     Янтарный убор, занимавший  три  стены,  был  расположен  в  три  яруса. Центральный (средний) ярус был  составлен  из  восьми  симметричных  крупных вертикальных панно. В четырех из них установили картины из  цветных  камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во  Флоренции  в  технике  флорентийской мозаики по  проекту  художника  Д.  Дзокки  и  изображавшие  пять  природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние  между  большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний  ярус  комнаты  покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован  маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.  Убранство  комнаты  состояло  из наборных янтарных комодов русской работы и китайского  фарфора.  В  Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно  из  самых  значительных  в Европе собраний янтарных  изделий  ХVII-XVIII  веков  немецких,  польских  и
петербургских мастеров.
     Резкие перепады температуры, печное  отопление  и  сквозняки  разрушили янтарный убор. В XIX веке трижды  проводилась  реставрация:  в  1833,  1865, 1893-1897 годах.
      В  1933-1935-х   годах   небольшие   реставрационные   работы   велись
скульптором И. Крестовским. Реставрация комнаты проводилась пять раз, но основные  архитектурные идеи Растрелли бережно сохранялись. Посетители  дворца в Царском Селе восхищались Янтарной комнатой  на протяжении двух столетий
 
Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

0

6

Восстановление Янтарной комнаты

http://img.rian.ru/images/5225/72/52257250.jpg
В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были  завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил  работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты. 

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из  уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века. 

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским  экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

0

7

В чем ошибка мастера?
http://slktour.ru/Museum/Tsar/Ek/01.jpg
В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции.

К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов.

- По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде.

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

- Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

- Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке.

- Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать.

И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

- Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год...

По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов.
http://www.dragkam.ru/statya/amber13.jpghttp://www.dragkam.ru/statya/amber17.jpg
Живописный медальон, завершение пилястра/ Западная стена воссозданной янтарной комнаты
http://www.dragkam.ru/statya/amber18.jpg

http://www.dragkam.ru/statya/amber21.jpg
Зрение. Воссозданная флорентийская мозаика

http://www.dragkam.ru/statya/amber24.jpg
Осязание и обоняние

http://www.dragkam.ru/statya/amber27.jpg
Слух

Отредактировано Ольга (Пятница, 1 октября, 2010г. 17:37:09)

0

8

Янтарь дышит у тебя в руках
http://slktour.ru/Museum/Tsar/Ek/02.jpg
В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

- Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях...

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната...

- Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

- Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках!

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

- Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша.

0

9

Официальное открытие

http://images.izvestia.ru/148573.jpg
Янтарной комнаты  состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии  Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.   

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола  ‑ 100 кв. метров,  облицовка  трех  стен  янтарем ‑  86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

0

10

Янтарная комната в случае обнаружения вернется в Россию - Швыдкой
Знаменитая янтарная комната вернется в Россию в случае, если близ немецкого поселка Дейченедорф археологи-любители обнаружили действительно ее, сказал журналистам в пятницу глава Роскультуры Михаил Швыдкой.

"Если гипотетически предположить, что комната существует, то с юридической точки зрения никаких проблем не возникнет", - заверил глава Роскультуры.

Однако Швыдкой считает, что янтарной комнаты больше не существует, так как этот камень в темноте погибает.

Согласно появившейся в зарубежных СМИ информации, археологи-любители близ поселка Дейченедорф обнаружили под землей две тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной нацистами Янтарной комнаты.

Аппаратура, используемая археологами, показала, что драгоценности находятся на глубине 20 метров. Сейчас место обследуют саперы, и археологам удастся проникнуть туда через несколько недель.

Вместе с тем, пресс-секретарь ГМЗ "Царское село" Татьяна Жаркова рассказала, что в убранстве Янтарной комнаты "не было золота или других драгоценных металлов" и "такие предположения появляются в погоне за сенсацией, так как комнату много лет ищут от Кенигсберга до Франции, от берегов Норвегии до юга Испании".

Янтарный кабинет (янтарные панно для украшения интерьеров) был подарен Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году. В 1755 году Янтарный кабинет украсил один из залов Большого дворца в Царском селе.

Во время Великой Отечественной войны Царское село было оккупировано, Янтарная комната была разобрана и отправлена в восточно-прусский город Кенигсберг. До сих пор ее судьба неизвестна: поиски не дали никаких результатов.

В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарного кабинета. В 1983 году главный архитектор Екатерининского дворца Александр Кедринский - один из немногих, кто видел подлинную Янтарную комнату - приступил к созданию проекта восстановления утраченного шедевра. Воплощать идею архитектора в жизнь стали специалисты "Царскосельской янтарной мастерской".

Средства на воссоздание Янтарного кабинета поступали из федерального бюджета. За 20 лет было израсходовано 7,85 миллиона долларов.

В 1999 году было подписано соглашение, по которому немецкая фирма "Рургаз АГ" (Ruhrgas AG) инвестировала 3,5 миллиона долларов на завершение работ по восстановлению Янтарной комнаты.

Меморандум о завершении работ по воссозданию Янтарной комнаты был подписан 13 мая 2003 года. В церемонии подписания документа, который был составлен по итогам заключения Экспертного совета, приняли участие министр культуры РФ, директор ГМЗ "Царское село" и председатель Экспертного совета, член правления компании "Рургаз АГ".

Первыми воссозданное янтарное чудо увидели около 400 ветеранов Великой Отечественной войны и блокадников: они посетили Янтарную комнату 8, 9 и 10 мая 2003 года.

0

11

Послесловие
                     
      Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений  искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Теперешняя  стоимость этих сокровищ составляет 155 млн. долларов. Но следы комнаты теряются  после 1944 года. Существует множество версий о ее  сегодняшнем  месте  нахождения, но найти ее до сих пор не удалось. Это огромная  тайна,  разгадать   которую
ученые пытаются уже не одно десятилетие.

     1939 год – время  потрясающих  надежд  для  Германии.  Она  сильна  как никогда. Война неизбежна. Предвкушение того, что со всей Европы на Германию- победительницу, а в этом не  было  сомнения,  польются  потоки  произведений искусств,  кружило  голову  немецкому  искусствоведу  Альфреду  Роде.  Какие
перспективы  открывались  для  ученого  тогда,  когда  он   познакомился   с документами  министра  пропаганды  Геббельса,  в  которых  тот  дал  задание генеральному директору Берлинских музеев  Отто  Кюммелю  подготовить  список произведений  искусства,  которые  с  XV  века  помимо  воли  немцев  или  в
результате сомнительных сделок попали в руки иностранцев.  Эта  фраза  –  «в результате сомнительных сделок» –  тут  же  напомнила  Роде  историю  дорого янтарного подарка Петру I. « Янтарную комнату мы вернем, вернем  на  родину, в Кенигсберг, сказал в 1939 году Альфред Роде своей жене, - в этом не  может
быть сомнений…»[1]
      Он стал буквально засыпать  немецкие  издания  материалами  о  янтаре, говорил не умолкая, печатался в искусствоведческих журналах, читал лекции  о комнате. Благодаря его публикациям, многие в Германии впервые узнали, что  в Пушкине под Ленинградом есть немецкое  чудо  –  Янтарная  комната,  которая,
конечно же, по « недоразумению» попала в Россию.
      И когда немцы блокировали  Ленинград,  они  знали,  что  и  где  нужно искать. Янтарная комната стояла одной  из  первых  в  этом  списке.  Причем, когда Альфред Роде узнал о том, что солдаты ее захватили, им это  подавалось в публичных выступлениях и в печати,  как  спасение  янтарного  сокровища  с линии огня.
     Вот, что писал доктор Роде в Мюнхенском журнале  «Пантеон»  1942  году: «Приблизительно с середины 17-го столетия техника обработки янтаря  получила новый сильный  подъем.  «Интимный»  материал,  которым  по  праву  считается янтарь,  только  выигрывал  в  смешение  стилей  рококо  и  барокко.   Самое фантастическое, что было создано с помощью техники  фиксирования  янтаря  на серебряных пластинах, единственное  и  неповторимое  в  своем  роде,  это  – Янтарная комната Фридриха I,  которой  мы  можем  сегодня  придать  истинное первоначальное значение, после того, как она  была  возвращена  из  Царского
Села и нашла свое место в замке Кенигсберга.»

      В первые дни Второй  мировой  войны,  когда  в  Екатерининском  дворце началась эвакуация музейных  ценностей;  из-за  хрупкости  панелей  Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие  музейные  экспонаты  в  глубь страны, а произвести их консервацию на  месте,  не  снимая  со  стен.  Панно
оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
     Когда  немецкие  войска  победным  штурмом  проследовали  через  Литву, Латвию и Эстонию, и сделали  укрепительный  пояс  вокруг  Ленинграда,  чтобы взять город  в  кольцо,  Царское  Село  оказалось  расположенным  на  первой оборонительной линии. Дворец был сильно  разрушен  во  время  бомбардировок;
Большой Зал был полностью взорван, окна и двери выбиты;  наряду  с  военными разрушениями дворец  был  подвержен  разрушением  и  от  ветра  и  ненастной погоды.
     Вместе с немецкими  частями,  ворвавшимися.  В  Царское  Село,  прибыли специалисты из команды  «Кунсткомиссион».  Искусствоведы  из  этой  команды, полковник доктор  Пенгсен  и  майор  доктор  граф  Сольмс-Лаубах,  осмотрели Царскосельский дворец и установили, что необходимо срочно  спасать  Янтарную комнату. В течение 36 часов  был  проведен  демонтаж  Янтарной  комнаты  под руководством одного унтер-офицера и 6 человек  из  строительного  батальона. Янтарная комната была доставлена из  Царского Села в  Кенигсберг,  где  была передана администрации государственных  замков  и  парков  (директор  доктор
Галь) в собрание произведений искусств г. Кенигсберга к  дальнейшим  заботам о ней.
     Янтарные панно и  двери были  выставлены  в  одном  из  залов  третьего этажа Кенигсбергского замка.
      Янтарную  комнату  в  Кенигсберге  уже  ждали.   Ее   похищение   было спланировано заранее.

0

12

«Золото Пруссии» в Кенигсберге.                     
5 апреля 1945, за день до начала штурма Кенигсберга русскими, доктор Альфред Роде под контролем СС осуществил акцию захоронения «Золота Пруссии» (Янтарная комната) и дал письменную гарантию ее «сохранности во времени». В тот же день он был подвергнут воздействию наркотиков, а потом
загипнотизирован. Техника такого «воздействия» была хорошо отработана уже к апрелю 1943 года «врачами» СС, ставившими эксперименты в концлагерях над людьми. Укол в вену правой руки вызвал у доктора Роде депрессивное состояние. В результате гипноза и наркотического воздействия А. Роде на долгое время потерял
память. Правая рука была практически парализована. И он, действительно, с апреля 1945 года не мог вспомнить ничего вразумительного о  судьбе Янтарной комнаты, кроме общих сведений и предположений о местах ее укрытия. Его поведение в этот период жизни расценивалось русскими, как «петляние», «попытка
замести следы» и «увести спецслужбы» от истинного места захоронения Янтарной комнаты и других ценностей. Когда Роде говорил представителям советской армии о том, что он не помнит, что с ним было с 5 по 9 апреля 1945 года, ему, конечно же, не верили.
Альфред Роде как искусствовед сотрудничал с русской военной администрацией, водил по разрушенному городу, говорил о картинах, ценностях, выполнял техническую работу по инвентаризации произведений искусств, найденных в послевоенном Кенигсберге.
Благодаря усилиям собственной воли, внимательному отношению и уходу жены, к концу лета 1945 года, Роде сумел преодолеть беспамятство. В начале сентября 1945 года он вспомнил все-все до мелочей, даже то, как выглядела система подземных ходов и бункеров, в которых он работал, укрывая ценности «всегерманского наследия». Он, также вспомнил, что Янтарная комната уместилась в небольшом пространстве подземного сооружения.
Во время укладки Янтарной комнаты в ящики было принято решение  о распиливании янтарных панелей, и Роде снял янтарный пластинки в том месте, где позднее прошла пила плотника. В таком виде они и были закрыты в ящиках.
Еще накануне штурма Роде спрятал в один из переплетов старой книги ХVIII века серебряную пластину, найденную им в замке Кенигсберг, в щели одной из панелей Янтарной комнаты. Он нанес на обратной стороне серебряной пластины инструкции древних мастеров – схему Кенигсберга и большой иглой при помощи линейки
прочертил то место в городе, где захоронена Янтарная комната.
До конца своих дней Альфред Роде считал  Янтарную комнату немецкой собственностью, более того – своей собственностью. Духовную связь с этим сокровищем он ощущал на очень глубоком мистическом уровне. В 1943 году, когда Янтарная комната была смонтирована в замке Кенигсберга, доктор Роде, возродивший это чудо, заказал граверу нанести на серебро свое имя, написав просто: «Роде. 1943 г. Кенигсберг»2. Тем самым, он как бы стал одним из авторов, создателей этого чуда.
К осени 1945 года дела А. Роде шли на поправку. Он все вспомнил, никого не боялся. Супруги Роде получили известие о том, что их сын жив. Радость была безграничной. И вдруг, осенью 1945 года стало известно, что муж и жена Роде скончались у себя дома в один и тот же день (точнее ночь). Кто-то из соседей при этом злобно пошутил: «Как Ромео и Джульетта». Их любили не все, ведь они получали продуктовый паек от русских военных. Жители соседних домой сообщили, что видели, как из их квартиры вынесли два гроба, и один ни один положили на повозку. Место, где их захоронили, так никто и не смог указать. Соседи утверждали, что накануне их смерти Роде и его жена чувствовали себя совершенно здоровыми, и после сообщения о том, сын жив, прибывали в приподнятом настроении духа. Видимо, сотрудникам СС удалось осуществить«акцию ликвидации».
А что же стало с Янтарной комнатой? Где она сейчас, и кто ее новый владелец?
Ответ на этот вопрос знают очень  немногие, а кто знает, вряд ли кому-нибудь хочет рассказать.

0

13

Пропавшая коллекция последнего хранителя Янтарной комнаты найдена в Гохране России
Илья СТУЛОВ
В пятницу начальник отдела по поиску культурных ценностей при администрации Калининградской области Авенир Овсянов сделал сенсационное заявление. По его словам, экспонаты из личной коллекции главного специалиста по янтарю Третьего рейха, последнего хранителя Янтарной комнаты Альфреда Роде, обнаружены в одном из российских специальных хранилищ Гохрана России. Уникальные вещи, пропавшие, как и сама Янтарная комната, в последние дни войны, находятся в бедственном состоянии.

Авенир Овсянов занимается поисками утраченных в годы Второй мировой войны ценностей с середины 60-х годов прошлого века. Тогда молодой офицер, специалист по фортификационным сооружениям, был впервые включен в состав секретной геолого-археологической экспедиции по поиску Янтарной комнаты и других ценностей. В том числе эта группа искала и личную коллекцию Альфреда Роде.

- Нашей научной группой еще тогда был разработан целый ряд рабочих версий, и далеко не все они имели в своем векторе западное направление. Так, предположение о том, что знаменитая на всю Европу янтарная коллекция доктора Роде ушла на восток, было основным. Однако, как вы сами понимаете, никто нам разрабатывать ее не позволил.

У подобной версии были весомые обоснования. Только по архивным документам Государственного исторического музея в годы Второй мировой войны в Кенигсберг немцами было вывезено более 15 эшелонов с раритетами и культурными ценностями из музеев и церквей Подмосковья, Херсона, Смоленска, Ростова, Новгорода, Пскова и других захваченных городов. На территории Восточной Пруссии сконцентрировались несметные сокровища, пунктуальные немцы отразили в своих реестрах более 10 000 экспонатов. К интенсивной эвакуации трофеев дальше на запад нацисты приступили лишь за несколько дней до штурма Кенигсберга. Руководство рейха и лично Адольф Гитлер были уверены в неприступности столицы Восточной Пруссии. Именно поэтому, когда город пал, бесноватый фюрер требовал извлечь из могилы прах предков коменданта Кенигсберга Ляша, подписавшего акт о капитуляции, и разбросать останки прямо на кладбище. Немцы относились к Кенигсбергу как к своей земле, такой же, как Бранденбург или Бавария, и эвакуировать трофеи из Германии в Германию считали нецелесообразным. Советские искусствоведы приступили к поискам утраченных ценностей только через две недели после взятия Кенигсберга. Все это время из города на восток уходили эшелоны с неучтенными трофеями.

- У нас имелись многочисленные свидетельства о том, что после взятия Кенигсберга, очевидцы видели экспонаты коллекции Роде, продолжает свой рассказ Авенир Овсянов. - Но так как свидетелями, как правило, выступали жители Кенигсберга, соответствующие органы настоятельно рекомендовали нам относиться к этим показаниям критически. Но факты упрямая вещь. Включившись в разработку восточного направления мы извлекли на свет массу бесценных экспонатов пылящихся в запасниках и подвалах советских музеев. Моей поисковой группой были обнаружены уникальная статуя прусского лося в Москве, жеребца в Смоленске, архивы Кенигсберга в Ленинградском хранилище. Но самый главный трофей, это часть уникальной библиотеки Валенродта, известного на всю Европу собрания книг. Все ее искали на западе, а мы нашли в центре России.

В середине 80-ых восточный вектор поисков янтарной коллекции Альфреда Роде получил неопровержимые подтверждения: в Саратове у одного из участников штурма Кенигсберга в середине 80-ых были обнаружены раритеты, принадлежавшие Альфреду Роде. После беседы с отставным военным, у Авенира Овсянова не осталось никаких сомнений: искать коллекцию нужно на территории Советского Союза. Но все попытки пролить свет на судьбу исчезнувших экспонатов оставались тщетными.

- Не было бы счастья, да несчастье помогло, - прокомментировал неожиданную удачу начальник отдела по поискам культурных ценностей. - Янтарь камень уникальный, изделия из него могут радовать глаз вечно. Но для этого, необходимо соблюсти условия хранения. В противном случае, рассыпается клей, и уникальные изделия превращаются в груду пусть и красивых, но все же бессмысленных камней. Именно это и произошло с сокрытыми сокровищами. Когда понадобилась реставрация разрушающихся на глазах шкатулок и статуэток, возраст которых насчитывает два-три столетия, в спецхран были допущены реставраторы, и тайна стала секретом Полишинеля.

Исследователь не может предположить, для чего и с какой целью уникальные произведения искусства, которые разыскивает весь мир, по сей день скрываются в специальных хранилищах Гохрана в абсолютно непригодных условиях.

- После взятия Кенигсберга в городе творился кавардак. Безо всякой описи, без оценки специалистов обнаруженные ценности отправлялись в глубь страны. Я и сейчас могу вам перечислить, где хранятся кенигбергские сокровища. Часть в Питере, часть в Москве, часть в Новосибирске. Список городов я могу продолжить. Но что толку? У нас до сих пор нет закона "О внутренней реституции". Среди российских музеев идет тихая непримиримая война. Война, которая вредит истории и культуре нашей страны.

Сам доктор Альфред Роде вся свою жизнь посвятивший солнечному камню - личность не менее уникальная, чем сама его коллекция. Искусствовед с мировым именем являлся признанным знатоком в этой области. Для Альфреда Роде янтарь был неотъемлемой частью его жизни, именно поэтому лидеры третьего рейха доверили этому несколько своеобразному ученому одну из "главных ценностей всегерманского значения" - Янтарную комнату. Не случайно, все версии по поискам "загадки 20 века" напрямую связаны с именем этого человека.

- Доктор Альфред Роде был довольно знаковой и влиятельной фигурой в третьем рейхе. Ученому, который мог перечить гауляйтеру Восточной Пруссии, и пренебрежительно отзываться о правящем режиме, позволялось многое, за его глубокую компетентность. Он действительно знал о янтаре больше всех. Именно по настоянию доктора Роде третий рейх узнал о существовании Янтарной комнаты и включил ее в перечень ценностей всегерманского значения, как "утраченную вследствие сомнительных политических сделок". Если вы помните, Янтарная комната попала в Россию в начале 18 века, в качестве дара императору Петру от прусского короля Фридриха. Так вот Роде подвел под этот дар целую теорию, о том, что только таким способом прусский король мог избежать ссоры с великой Россией, а значит, и комнату следует вернуть обратно в Кенигсберг. Ради комнаты и своей коллекции он остался в занятом советскими войсками городе, и даже вызвался помогать в поисках утраченных ценностей нашим искусствоведам. Однако помощь немецкого специалиста не принесла советскому командованию каких-либо ошеломляющих результатов. Могу предположить, что, во-первых, об истинных желаниях Роде никто никогда не узнает: желал ли он помогать или наоборот запутывал следы. Профессор умер в декабре 45-го года. Во-вторых, в разрушенном Кенигсберге зачастую ценности доставались в первую очередь не искусствоведам, а мародерам. В-третьих, я еще раз акцентирую внимание, на том факте, что помимо официальных поисков утраченных ценностей были еще и другие бригады специалистов с особыми полномочиями. Какие шедевры и куда отгружали они: нам еще предстоит узнать. И я не исключаю, что в одном из спецхранилищ может запросто быть обнаружена и часть Янтарной комнаты.

Авенир Овсянов говорит, что уже сделал официальный запрос в Москву в спецхранилище Гохрана по поводу изделий из коллекции Роде.

- Согласно подписанным послевоенным договорам, все ценности Кенигсберга принадлежат СССР, а сегодня, как правопреемнику Союза - России. Поэтому скрывать от Германии коллекцию Роде не имело смысла. Так же как и от своего народа.

"Такого не может быть!"

В Гохране России опровергают сообщение о том. что там якобы хранится коллекция Алфреда Роде.

- В одном из хранилищ Гохрана обнаружены ценности из коллекции Роде? Человек, который это заявляет, понимает что он говорит? Такого не может быть, заявляю с полной ответственностью! - заявила в пятницу Раиса КОЛМАКОВА, начальник отдела аналитической аттестации и экспонирования ценностей Алмазного фонда и Госфонда России. - Произведения ювелирного искусства из янтаря, имеющиеся в Гохране, к периоду войны не имеют никакого отношения - это конфискат, или вещи, поступившие по другим каналам в советские времена, но ни в коем случае не трофеи. А вообще янтарь из наших фондов - как правило, не ювелирные произведения, а так называемые уникальные "природные образования". Трофейные ювелирные ценности в Гохране одно время хранились, это знаменитый "Зеленый свод" - коллекция ювелирных изделия из Цвингера. В пятидесятые годы "Зеленый свод" был торжественно передан ГДР вместе с прочими сокровищами Дрезденской галереи. А в целом с янтарем работает не столько Гохран, сколько Эрмитаж - не случайно именно они и занимаются реставрацией Янтарной комнаты. Искать в Гохране ее следы, следы других янтарных ценностей из бывшего Кенигсберга - глупость, они в нашу систему никогда не поступали. О каких-либо ошибках в определении источников поступления имеющихся материалов тоже речи идти не может: в нашей системе двойной учет, эксперты над которыми свое контрольное управление. Тем более не может быть речи о том, что в Гохране есть что-то, о чем мы не знаем. В 1991 году государственная комиссия проинвентаризировала все, что находится в хранилищах, по всем учетным книгам, по всем помещениям. Если бы обнаружились ценности, о которых вы говорите - выяснилось бы еще тогда. Я уже не говорю про инвентаризацию, которая проходит в Гохране ежегодно.

0


Вы здесь » BABYLON » ЯНТАРНАЯ КОМНАТА » ДОМ ХРУСТАЛЬНЫЙ


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно