История русской гравировки на стали
Златоуст
Часть 1. Учителя из Золингена
В начале XIX века из Золингена и Клингенталя (Германия), центров выделки европейского украшенного оружия, во дворцы императоров отправлялись гравированные и позолоченные шпаги, палаши, сабли, кинжалы и ножи. У немецких мастеров в то время не было конкурентов. Но как ни странно, большинство из них едва сводили концы с концами из-за разорительных наполеоновских войн. Поэтому, когда пришло приглашение работать в России в никому неизвестном Златоусте, многие мастера согласились без лишних раздумий. Среди них был и оружейный художних Николай Шаф. В Золингене он считался одним из лучших, но забота о будущем семьи и немалая сумма годового дохода, предложенного ему в России, заставили его покинуть насиженное место. В Златоуст немецкие специалисты приехали в 1815 году. Очень скоро они привыкли, освоились, обжились и стали считать, что склоны Уреньги, Таганая, Александровской сопки ничуть не хуже склонов Альп. Златоустовцы встретили новоселов гостеприимно. Каждой семье был выстроен дом и были выделены немалые денежные суммы на ведение хозяйств. Вскоре уже аккуратные коттеджи составили две улицы - Большую и Малую Немецкие, ставшие центральными в городе.
Оригинальных произведений у немецких мастеров в первый период их работы в Златоусте почти не было. Они копировали рисунки с клинков, которые были куплены в Германии. В декабре 1817 года появились первые ученики. Немцы добросовестно передали молодым художникам все свои секреты, в том числе золочение через огонь. Способ нанесения золота в смеси с ртутью был известен с глубокой древности. Им с успехом пользовались скифские ювелиры при изготовлении украшений. Отдельные мельчайшие детали украшений не сплавлялись, а склеивались "золотой амальгамой". Ртуть затем выпаривалась, и крошечные золотые зерна, образующие узор, "прилипали" друг к другу.
Основным инструментом у художников была игла. Перед нанесением рисунка они покрывали киноварью всю поверхность клинка. После просушки рисунок процарапывался иглой и вытравливался. Это классический способ, которым пользовались и пользуются все граверы, - от Дюрера до наших современников. Первым новатором стал Иван Бушуев - один из первых учеников немецких граверов, который начал изменять технику гравировки. Вместо иглы он наносил на клинок рисунок кистью, что впоследствии придавало рисунку рельефность, т.к. вся остальная плоскость клинка была протравлена. Такую технику исполнения уже трудно назвать гравюрой, Бушуев привнес в нее нечто такое, что не поддается определению. И действительно, если в руках художника игла - он гравер, если кисть - живописец. А если он взял в руки кисть, но в остальном остался верен технике гравюры? Поэтому специалисты называют эту технику исполнения гравюры на стали златоустовской. С приходом на фабрику Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова златоустовские граверы больше внимания уделяли синению и воронению, добиваясь цветовой гаммы от черного до сине-голубого. При нагреве клинка сталь начинала желтеть, потом приобретать багровые оттенки, а после чего синела. И в этот момент нужно было угадать будущий цвет клинка в переходах от синего цвета к голубому и закрепить его в конопляном масле. Золото русские мастера наносили отлично от немцев, варьируя его толщину в зависимости от задуманного рисунка - от прозрачных мазков до густых и выпуклых поверхностей.
С 1818 года немецкие граверы были практически отстранены от дел, уступив руководство своему ученику Ивану Бушуеву. И хотя формально они все еще возглавляли отделение украшенного оружия, но чувствовали, что их "золотая пора" миновала. В 1823 году в прошении на имя министра финансов об увольнении с фабрики Николай Шаф писал: "Коренной Золингеновский завод не в состоянии приготовить такого оружия, какое уже было сделано в Златоусте".
Часть 2. Легенда русской гравировки
Иван Николаевич Бушуев стал основателем русской школы златоустовской гравюры на стали, еще при жизни он стал народной легендой благодаря своим работам. В 1815 году, в пятнадцатилетнем возрасте, он начал работать в заводской чертежне. За два года, проведенные в ней, стали для Бушуева настоящей академией черчения и рисунка. Когда в 1817 году стали набирать учеников для прохождения обучения искусству украшения холодного оружия у немецких мастеров, Иван Бушуев, со свойственной настоящим художникам жаждой действия, стал постигать секреты гравировки. Русские ученики освоили технологию изготовления оружия в удивительно короткий срок – через три месяца они начали работать самостоятельно. Молодые художники копировали образцы, привезенные из Германии и созданные немцами уже здесь. Но все чаще они освобождали композицию рисунка от перегруженности, стали связывать в одно целое разрозненные миниатюры на клинках.
На клинках первых лет прослеживалась традиционная для декоративно-прикладного искусства того времени орнаментика в стиле классицизма. В отличие от немецких учителей, Бушуев сумел придать изображению четкую композиционную завершенность, сумел придать рисунку динамичность. Он не украшал клинок отдельными рисунками, а вел один сплошной узор по всей поверхности лезвия, умело связывая его с интересным орнаментом. Отсюда идет удивительное единство деталей, совершенство композиции Златоустовского оружия первой половины 19 века. Художники делали все своими руками – от первого эскиза на бумаге до последнего штриха на клинке и ножнах.
[size=14]Бушуев украшал не только боевое оружие – за долгие годы его работы было выполнено довольно много гравировки и на охотничьих ножах, на столовых приборах. В 1823 году, когда немецкие гравировщики по своей просьбе были уволены с фабрики, Иван Бушуев стал старшим мастером отделения украшенного оружия. В 1827 году его направили в Академию художеств для получения эталонного образования и усовершенствования навыков по части классической живописи. Обучение и общение с известными художниками дало Бушуеву много опыта, и, вооруженный новыми знаниями, он взялся за самую сложную свою работу, отдав ей все свое мастерство и талант.
Это рыцарские доспехи, хранящиеся в Златоустовском краеведческом музее. Шедевр вобрал в себя все приемы и технологии обработки и украшения металла того времени. Здесь присутствуют вытравка и полировка, золочение и синение, элементы просечки и огранки, чеканка и оклейка бархатом. Замечательный образец русского искусства, в создание которого оружейники из Златоуста вдохнули всю свою душу.
продолжение читать здесь:
http://www.nozhi-dick.ru/articles/view40/