Древний город Аксум.Эфиопия. Всемирное наследие ЮНЕСКО
Ближний Восток в 565 году н. э., с изображением Аксума и соседних государств
Аксу́м — город на севере Эфиопии, носящий имя Аксумского царства, морской и торговой державы, которая доминировала в этом регионе примерно с 400 года до н. э. до X века н. э. Средневековые источники иногда ссылались на это царство как на «Эфиопию».
Находясь в зоне «мехакеленью» (Mehakelegnaw Zone) региона Тыграй у основания гор Адуа, город расположен на высоте 2130 метров над уровнем моря. Он был центром Аксумского царства.
Считается, что после VII века начался постепенный упадок Аксумского царства, частично из-за перехвата основных торговых путей мусульманами. Со временем Аксум был отрезан от своих основных рынков в Александрии, Византии и Южной Европе, а его место в торговых связях заняли торговцы-арабы. Аксумское царство оказалось также в тяжелом религиозном противостоянии с исламским миром. Со временем аксумиты были оттеснены к югу, и их цивилизация пришла в упадок. Вместе с ослаблением мощи царства падало и влияние города, который, как считают, потерял своё население подобно Риму и другим городам, оказавшимся на обочине мировых событий. Последний известный (номинальный) царь был коронован примерно в X веке, но влияние и мощь царства угасли задолго до того.
Часовня Ковчега
Снижение численности населения города и уменьшение объёмов торговли способствовали переносу центра власти Эфиопской империи, который сместился дальше от побережья, передав по наследству название Эфиопия более южному региону, а со временем — и современному государству. По данным Центрального статистического агентства Эфиопии, в 2005 году в городе Аксуме насчитывалось 47 320 жителей (оценка), из которых 20 774 — мужчин и 21 898 — женщин.[2] 75 % населения города принадлежит к Эфиопской православной церкви. Остальную часть населения составляют мусульмане-сунниты и P’ent’ay (протестанты и другие неправославные христиане). В окрестностях Аксума находится Аксумский аэропорт.
Высоко оценивая их историческую ценность, в 1980 году ЮНЕСКО включило археологические объекты Аксума в список объектов мирового исторического наследия (en:World Heritage Sites).
У царства Аксум был собственный письменный язык геэз, а также характерная архитектура, примером которой служат гигантские обелиски, самый древний из которых (хотя и гораздо меньших размеров) может относится еще ко 2 тысячелетию до н. э.[3] Царь Эзана принял христианство в IV веке, приняв при крещении имя Абреха.[4]
Эфиопская церковь утверждает, что в церкви Девы Марии Сионской (en:Church of Our Lady Mary of Zion) в Аксуме находится библейский Ковчег завета, в котором лежат Скрижали Завета с высеченными на них Десятью заповедями.[5] В этой церкви веками совершались коронования эфиопских императоров от Фасиля (Fasilides), а затем от Йоханнеса IV (Yohannes IV) и до падения монархии (1974). Аксум считается святым городом и важнейшим местом паломничества.[5] Значительными религиозными праздниками являются празднование тимкета (T’imk’et Festival) (Богоявление) 7 января и праздник Св. Девы Марии Сионской (Festival of Maryam of Zion) в конце ноября.
Саркофаг
В 1937 24-метровый 1700-летний Аксумский обелиск, был разрезан на три части итальянскими солдатами и вывезен в Рим. Этот обелиск считался одним из лучших инженерных достижений времен Аксумского царства. Вопреки рекомендации ООН (1947), Италия воспротивилась возвращению обелиска, что вызвало длительный дипломатический спор. Эфиопия считает обелиск национальным достоянием. В апреле 2005 Италия вернула обелиск в Аксум и оплатила расходы по перевозке в размере 4 млн долларов. ЮНЕСКО взялось за повторную установку стелы. В июле 2008 нижняя часть обелиска была установлена (см. панорамные фотографии по ссылкам ниже).
Ложный вход в гробницу под стеллой
Главными аксумскими памятниками в городе являются стелы.Самое большое их число лежат в Северном парке стел (en:Northern Stelae Park). Обелиски разных размеров, самая крупная — Большая стела высотой 33 метра, которая, как считается, упала во время сооружения. Самой высокой является 24-метровая Стела царя Эзаны (en:King Ezana's Stele). Ещё одна стела, похищенная итальянской армией, была возвращена в Эфиопию только в 2005 году, и по состоянию на июль 2008 года находится в процессе установки по данным на июль. Считается, что стелы отмечают могилы. По бокам у них были прикреплены литые металлические диски с резными архитектурными формами. Стелы Гудит (en:Gudit Stelae) к западу от города, в отличие от северного участка, перемежаются могилами в основном IV века.
Среди других достопримечательностей города — церковь Святая Мария Сионская (en:St Mary of Zion), построенная в 1665 году, в которой, как говорят, хранится Ковчег завета (одноимённая известная церковь XII века с тем же именем находится по соседству), археологический и этнографический музеи, камень Эзаны (en:Ezana Stone) с надписями на сабейском языке, языке гэз и древнегреческом языке, подобно Розеттскому камню, могила царя Базена (en:King Bazen's Tomb) — так называемые Бани царицы Савской (en:Queen of Sheba's Bath), фактически — хранилище для воды, дворцы Тааха Марьям (en:Ta'akha Maryam) IV века и Дунгур VI века (en:Dungur), монастыри Абба Пенталеон (en:Abba Pentalewon) и Абба Ликанос (en:Abba Liqanos) и петроглиф Львицы из Гобедры.
Местная легенда утверждает, что в городе жила сама Царица Савская.